Поиск по сайту
Подписка на обновления

Подписка turkportal

Подписка turkportal

быстрая регистрация в интернет казино вулкан официальный сайт и открытие счета
casino-obzor.name

Восток в казахских легендах

(0 голоса, среднее 0 из 5)
Артыкбаев Ж.О.
Автор множества научных работ по истории кочевников Евразии.

Изучение истории и культуры казахского народа, феномена общества и государства, человека и религии в Великой степи невозможны без фактора Востока. Мы в предыдущих своих трудах не раз писали о том, что история Великой степи имеет свои корни и истоки, она своеобразна и великолепна, но она в силу многих обстоятельств связана с Востоком и Западом.

Как известно, история народов Великого степного пояса больше связана с Востоком. Вероятно, в этом процессе высока роль тех же самых кочевников, время от времени нарушающих монотонный ритм жизни оседлых обществ и вторгающихся в покои Востока. Территория древних оседлых культур в далекие от нас времена составляли небольшую часть Евразийского материка. К. Ясперс своеобразно начертил границы этой культурной зоны. «Возникновение культуры территориально охватывает лишь узкую полосу всей земли от Атлантического до Тихоокеанского побережья, от Европы через Северную Африку, Переднюю Азию до Индии и Китая. Эта полоска, составляющая в длину около четверти, в ширину – меньше двенадцати частей всей земной поверхности, содержит плодородную почву, разбросанную между пустынями, степями и горными кряжами» (12,с. 32.). Эта узкая полоска материка довольно долго, фактически до Великих географических открытий, была подконтрольна пастушеским народам. Вдоль полосы постоянно сталкивались интересы семитских народов с юга и алтайских в раннем периоде - индоевропейских, арийских народов с севера. Последние были гораздо сильнее и влиятельнее на всем протяжении последних 6-5 тысячелетий, исключение составляют лишь эпоха поздних династий в Шумере и эпоха мусульманского ренессанса в VI-XII вв.

Начало кризиса традиционных отношений в Старом Свете и социальных институтов степных народов датируется XV-XVI вв., когда Великая степная зона Евразии теряет свое былое значение доминанты в мировом пространстве. В последствии были нарушены и уничтожены существовавшие у них тысячелетиями жизненные коммуникации, производительные силы, политические институты и культура (3, с.32.).

От времени ранних контактов Великой степи с восточными странами остались в основном, исторические предания, сохранившиеся более или менее у степных народов. Значительная часть их вошла в различные сочинения М. Ж. Копеева. Среди рукописных материалов М. Ж. Копеев часто встречаются интересные сведения касающиеся политических и культурных отношений Казахского ханства со странами Востока. Большое значение М. Ж. Копеев придавал описанию приданий великих деятелей средневековья и новой истории. В его рукописном наследии мы встречаем сюжеты связанные с именами великих предводителей огузских племен Тогрул би, Осман газы, Шаграй би, при которых произошло завоевание тюркскими племенами огромной территории Передней Азии, Южной Европы, Северной Африки. М. Ж. Копеев связывает происхождение огузских правителей с легендарной династией Ел ханидов.
Как известно, письменных свидетельств у нас чрезвычайно мало, если не считать «Авесты», «Махабхараты», «Вед» составленных поздними потомками переселившихся из Великой степи арийских племен. По истории древних контактов народов степи и Востока могли бы дать материалы археологические раскопки, к сожалению проводимые часто без интерпретации и осмысления найденных артефактов.

В преданиях об Алаша хане повествуется о временах очень далеких, когда в степи складываются ранние союзы коневодческих родов. Во главе общин мы видим авторитетных вождей – патриархов – хозяев стада, семьи, правомочных распоряжаться жизнью своих сыновей, младших родственников. В легенде называются имена родоначальников многих народов – Кондыгер, Котан, Когам, а авторитетнейший из них Майкы би вообще отнесен к зачинателю человеческой речи (Т?гел с?зді? т?бі бір, т?п атасы Май?ы би). Предания позволяют анализировать слагающийся из различных верований культ предков и культ коня. Само слово “алаша” симбиоз этих двух понятий, в данном случае Алаш происходит от нарицательного названия лошади, движимого имущества, богатства. От этого индоевропейское слово “лошадь “/алаша – ат, пеки /пеку /и т.д. свидетельствует о том, что степи Казахстана тогда заселяли, как предки индоевропейских, так и урало-алтайских народов. Вероятно, в степях Центрального Казахстана существовали обширные маргинальные комплексы культуры, которые можно рассматривать как зоны взаимодействия двух указанных языковых групп. В цикле легенд об Алаша –хане говорится о городе Бухара, откуда якобы пришел царственный изгнанник: « Сол замандарда ?ыры? ханны? бірі бол?ан ?ызыл Арыслан хан Б?харада т?рып, ханды? ?ыл?ан екен. Бір ?зінде он бес азаншы ж?ма к?ні азан айтат??ын м?нараны сол ?ызыл Арыстан хан жасат?ан екен» - деседі ( с.149-150). В данном легендарном сюжете речь идет о караханидском правителе / Мухаммед ІІ Арслан –хан/, прославившийся своей строительной деятельностью (7, с.225). Образование государства караханидов на территории Средней Азии и Восточного Туркестана /южных районов Центральной Азии/ связано с миграциями и завоеваниями карлукских племен /ягма и чигил/. Однако последующие события / усиление огузов- сельджуков, нашествие киданей /кара-кытай/ привели к упадку правящей династии тюрков- карлуков. Немалую роль в политическом кризисе сыграли сами кочевники- карлуки, так и не принявшие ценности оседлых обществ юга.

В последующих циклах степных преданий, посвященных Огуз хану мы можем проследить за движением кочевых орд на Востоке. Это эпоха великих завоеваний и открытий. “Он [Огуз хан] завоевал Джурджит и также Тангут, который таджики называют Тибетом. После того он покорил Кара Китай, также большой юрт, жители его, как и индусы, черного цвета” – пишет Абульгазы бахадур хан в “Шаджарат турк”. Много лет Огуз хан посвятил завоеванию стран и народов, уничтожив врагов, облагодетельствовав друзей и “во всех областях, которым голова – Сайрам, а ноги Египет, поставив правителей, возвратился в свой юрт”.
Своим юртом Огуз хана, были горы Эртаг и Кертаг [которые ныне зовутся Улугтаг и Кичитаг – пишет Абульгазы], берега реки Сырдарья, Каракумы. У него было шестеро сыновей – Айхан, Кунхан, Таухан, Тенгиз хан, Жулдыз хан, Кок хан. Как отмечает М. Ж. Копеев “до него никто не называл этими именами своих детей”. В степях Сары арка Огуз хан, в честь своих побед, не раз устраивал великолепные пиршества. Так было после каждого успешного похода в далекие страны, где обитали чужие народы. Но казахское шежире запомнило не эти завоевания, а тот пир, который устроил великий покоритель стран и народов Огуз хан в честь первой юрты. Говорят, что Огуз сам придумал первую юрту и когда по его плану была создана юрта, он собрал свой народ и нукеров – “забил девятьсот девять лошадей, девяносто тысяч овец, из кожи сшили девяноста девять саба, из которых девяносто наполнили кумысом, а девять - вином”. Таков был Огуз хан в наших легендах. В записях М.-Ж. Копеева Огуз-хан назван Уыз –ханом/ в некоторых случаях он пишет « Оз?ан пай?амбар» /: «Осындай ??ылма?ан с?зден бізді? ?аза?: «Оз?ан пай?амбарды?
?рпа?ымыз» десіп ж?рді. С?йтсе онысы Уызхан екен. Б?л ?аза?ты? т?п-тегі Уызханнан ?рбіген н?сіл екенін ?біл?азы Бахад?р хан с?йлеген…» (10, т. 8. С. 67). Комментируя «Шаджарат турге» Абулгазы, автор выделяет четыре основных параметров сближающих огузское наследие с казахскими традиционными ценностями: « Б?л шежіреден бізді? алатын алап отыр?ан ?лес сыба?амыз:
-Уыз хан ?з пайым-парасатымен к?зіне к?рінген н?рсені? толымды жарасымдысын ат ?ылып ?оя беріпті… Сол аттар к?ні б?л к?нге шейін бізді? ?аза?та;
-Екінші ?рнек-?лгісі- кигіз ?й. Бір н?рсені біреу іздеп таппа?анда: « Осы Уыз ?йлі Айдаболдан таппа?аны? ба?» дейді;
-?шінші ?рнек- ?лгісі: то?ыз- то?ыздан сый- сияпат, ?лген ?лігіне мал шы?арса да -то?ыздан. Байлар ?лсе, жаназа?а барып келушіден «неше то?ыз шы?арыпты» ?- деседі;
-Т?ртінші ?рнек- ?лгісі – топырлатып жыл?ы сою, ?ой сою, ?ара саба?а ?ымыз толтыру» ( 10, т.8. с.15).
В другом историческом этюде М.-Ж. Копеев происхождение огузов связывает с легендарным Ел ханом: «Ел ханны? балалары –?ондыкер ж?рты. Ол ?айда десе?, халифаны? ?ол астында «?ондыкерді? ауыр ?олы» деп айтылат??ын б?рын?ыны? с?зі бар емес пе дейді» (2, с.80).

Другие данные касающиеся происхождения и истории огузов в книге «Историческое наследие М.-Ж. Копеева» (2).
Восточная тема актуальна и в исторических этюдах посвященных эпохе ногайлинской [золотоордынской]. Хотя М. Ж. Копеев и пишет, что в эпоху Аз Жанибек хана “казахи жили сами по себе, в соответствии со своими традициями и обычаями”, но различные обстоятельства заставляли их вести тесные отношения с народами Востока.
Так в цикле сказаний об Асан кайгы есть такой сюжет: в те древние времена Ежен хан [китайский правитель] предъявил казахам несуразные требования: “Пусть не ржут ваши жеребцы, ибо мои кобылы от этого жеребятся раньше срока” заявил он. Казахи были в затруднении и испуге, и только Асан кайгы, тогда еще юный джигит, решился дать ответ этим требованиям. Он попросил, чтобы ему в сопровождение, в страну Ежен хана, дали сорок вооруженных джигитов. По пути к ханской ставке он велел сопровождавшим его джигитам убивать всех собак, которые им встречались.
«Пришел день встречи, и Ежен хан в своем дворце принял посольство» – пишет М. Ж. Копеев. Наслышанный о делах казахских послов хан сразу же требует от Асана ответа. Асан отвечает: “в детстве я пас ягнят, однажды на них напали волки. Я во весь голос позвал собак, они не прибежали. И тогда я дал клятву убивать подряд всех собак.” Ежен хан удивился и говорит: “как могли услышать твой голос наши собаки, если ты кричал в глухой степи.” На это Асан отвечает сразу: “Уважаемый хан, если ваши кобылы могут услышать ржанье наших степных жеребцов, то как псам вашим не услышать человеческий голос.”

 



 

Комментарии 

 
0 #1 Перизат 08.12.2015 15:58
я чувствую себя как дома
Цитировать