Поиск по сайту
Подписка на обновления

Подписка turkportal

Подписка turkportal

Купить ключ стим
Купи GTA V в дешевом магазине игр. Моментальная доставка. Реальные отзывы
steamplay.ru

Государство и власть в Исламе

(0 голоса, среднее 0 из 5)
Г. М. Керимов
доктор исторических наук, профессор кафедры религиоведения РАГС

Из всех известных в VII в. религий лишь ислам с самого начала возникновения стал идеологическим и политическим обоснованием создания социально-экономического и государственного строя. Все органы управления, осуществляющие функции государственной власти и права санкционировались шариатскими законами. Исламская правовая доктрина требует закрепления за шариатом функции единого законодательства.

По учению ислама, люди не создают законы, а применяют божественные законы на практике. Поэтому власть может быть исполнительной, административной и судебной, но не законодательной, Законодателем считается только Бог. Между исполнительными и законодательными органами власти в исламе не может быть противоречий, так как они фактически являются исполнителями божественных законов . Поэтому можно говорить, что Коран и Сунна являются главными источниками конституций мусульманских стран.

Все ветви государственной власти, с точки зрения ислама, могут согласованно действовать на основе единого источника — божественного закона.

Социальная доктрина ислама рассматривает государственный строй как установленный свыше, а частную собственность объявляет неприкосновенной. Власть, не санкционированная религией, объявляется ненадежной, и богословы требуют религиозного контроля над государством. Однако религиозный контроль над государством не означает, что духовенство обязательно должно занимать какой-либо государственный пост.

Первая мусульманская община-государство была создана в Медине и имела свою конституцию «Сахифатуль-Медина» (Мединская тетрадь-устав). Мединский устав обязывал мусульман решать все свои разногласия путем обращения к Аллаху и его посланнику Мухаммеду. В нем утверждается неразделимость веры, общества и власти. Ислам признавался как религия и форма поклонения Богу и управления обществом. Пророк Мухаммед и его сподвижники особо подчеркивали отличие их общины и государства от существовавших государств. Исламское государство должно быть противоположно правлению фараонов, Вавилону, римским империям, Византии и Ирану. Пророк Мухаммед отверг титул «Малик» (царь). Злодеяния царей описываются в Коране и хадисах следующим образом: «Цари, когда входят в селение, губят его и делают славных из его жителей униженными, и так они поступают».

Пророк Мухаммед выполнял миссию пророка и посланника, а также исполнял функции главы государства. Свою пророческую и государственную миссию Мухаммед выполнял в двух священных городах Аравийского полуострова — Мекке и Медине. В период прибытия из Мекки в Медину в 622 г. пророк Мухаммед обнаружил там разные арабские языческие племена и иудеев, которые находились в состоянии войны друг с другом. Как верно отмечает турецкий ученый Фахри Демир, в то время в Медине не существовало государственной власти. Прибыв в Медину, пророк захотел заполнить вакуум власти, так как того ожидали от него, и обнародовал соглашение, в котором поименно перечислялись жившие в ту пору в Медине языческие племена, местные арабские племена, принявшие ислам, их называли ансарами (помощники), мухаджиры — переселенцы-мусульмане из Мекки и некоторые иудейские племена, их права и обязанности.

Это соглашение, получившее название «Мединское соглашение», в наше время считается «первой известной в истории письменной конституцией» мусульманского государства и общества. Как мы видим, в Мединском кодексе были четко фиксированы миссия пророчества и функции государства. (Фахри Демир. «Идеальное государство с точки зрения ислама. Сб. Государственное устройство и народ. Диалог мировоззрений. Материалы международного симпозиума 2-3 июня 1997г. — Нижний Новгород, 1997. С.27)

В законах шариата с самого начала были зафиксированы принципы, относящиеся к форме правления и государства, основы которого составляют жизнь и свобода человека, права собственности, равенство, справедливость, консультативное правление (Шура).

Законы шариата проповедовали любовь к создателю (Богу) и его творениям, особенно к человеку, как к самому ценному и разумному творению Бога.

Говоря об учении ислама о государстве и власти, необходимо объяснить: является ли исламский политический строй теократическим или нет? Этот вопрос, как справедливо отмечает исламовед из США Бернард Луэйс, имеет скорее абстрактное, чем практическое значение. Ответ на него в значительной степени зависит от определения теократии. В соответствии с одним из определений, теократия — это государство, в котором власть принадлежит церкви, т.е. духовенству. Ясно, что в этом смысле ислам не является и не может быть теократическим. В исламе нет церкви и нет духовенства, как с теологической точки зрения, потому что в нем нет духовной должности или духовного посредничества между Аллахом и верующим, так и учредительской, потому что здесь нет епископов и иерархической власти религиозных деятелей. (Выступление проф. Бернарда Луэйса на международном коллоквиуме ЮНЕСКО 7-10 декабря 1982 г. в Париже.)


Поскольку шариат, являющийся священным законом ислама, охватывает все стороны человеческой деятельности, он направляет власть во всех сферах ее применения (в том числе в области государства и власти).

Поскольку законы шариата божественны, то его часть, касающаяся власти, в свою очередь характеризуется этими же особенностями. Задача блюстителя закона в исламе заключается не в теоретическом размышлении, а в том, чтобы сформулировать четкие правила, разъяснить их и определить принципы, изложенные в Коране, Сунне (изречениях пророка Мухаммеда) и других источниках, которые признаны исламским правом.

На протяжении 14 веков мусульмане основали многие государства, характеризующиеся как исламские государства. Эти государства отличались друг от друга очень разнообразными географическими, климатическими, национальными, экономическими, социально-культурными, психологическими и др. условиями. Это разнообразие отражено в названиях исламских государств (республика, монархия, исламская республика, эмираты, султанаты и др.). В то же время все они мусульманские и придерживаются законов шариата. Мусульманские ученые и правоведы допускали, что люди науки и религии различаются по своим добрым намерениям. Мусульманский пророк Мухаммед говорил: «Различия в моей общины — это милосердие». Очень часто это изречение пророка применяется для улучшения взаимоотношений, взаимотерпимости между различными юридическими школами в мусульманских странах.

В Коране и Сунне определен ряд принципов, которые направлены на обеспечение правителям возможности осуществления справедливого правления, а управляемым (т.е. народу) — возможности судить о том, выполняет ли это правитель. Среди этих принципов есть принцип совещания или совета (Шура), который, как правило, считается противоположным принципу единоличной диктаторской власти.

Коранические стихи: «К Аллаху вы будете собраны» (Аль-Омран, стих 138), «А дело их — по совещанию между ними» (Сура Совет — стих 38) и др. являются обоснованием принципа предпочтения совещательной власти индивидуальной. Окончательная цель мусульманского государства, по мнению мусульманских правоведов, заключается в обеспечении возможности мусульманину жить праведной, с точки зрения ислама, жизнью.

Классическое исламское государство после смерти пророка Мухаммеда прошло в своем развитии несколько этапов.

Первый этап охватывает правление четырех праведных халифов (Абу-Бакра, Омара, Османа, Али) и завершается созданием Омеядского халифата (661-750 гг.). Этот период характеризовался политическим господством арабов. Государство Омеядов было арабо-мусульманским.

Второй этап раннеисламского государства характеризовался правлением Аббасидов (Багдадский халифат, 749-1258 гг.), возникновением национальных мусульманских государств в рамках халифата и после ликвидации халифата Османской империи (1924 г.). Во время Аббасидского Багдадского халифата усиливается влияние неарабов, особенно тюркских и иранских племен.

Все теоретические концепции ислама о государстве и политике базируются на том, что власть в государстве существует благодаря «божественной справедливости», основывающейся на шариате, при наличии справедливого богобоязненного правителя. Если правитель приказывает делать то, что противно религиозным заветам, то подчиненные не обязаны повиноваться ему. Порочность и несправедливость такого правителя отнимает у подданных возможность вести праведную жизнь.

Согласно политической теории ислама, разрешение на осуществление власти дает народ. При этом народ обязуется быть верным и покорным правлению и власти. Само мусульманское правление рассматривается как двухсторонний договор между ними. Согласно шариату, община-умма сохраняет за собой право смещения правителя, если тот узурпирует власть.

Политическая доктрина ислама, восходящая к шариату, включает в себя еще один принцип. Ислам отрицает наследственную передачу власти или ее приобретение (власть не отцовская шуба, чтобы переходить к сыну по наследству — гласит восточная поговорка).

Одним из важных моментов в учении ислама является толкование нации и гражданства. Согласно шариату, исламская нация — это умма. Понимание термина умма — народ как носитель единой веры ислама — всегда остается мощным фактором национальной интеграции, нивелирования этнических различий.

Фундаментальная концепция ислама — мусульманин является рабом Аллаха (абдаллах) — в корне противоречит менталитету Запада, так как «кто является рабом Аллаха, тот не может быть рабом себе подобного». Отсюда понятия гордости и непоколебимости мусульманина. Ислам ниспослан для того, чтобы спасти «человека от человеческого рабства и сделать его рабом господа Бога».

В странах Ближнего и Среднего Востока на современном этапе существуют различные концепции по отношению к религиозному государству. Но все убеждены в одном, что игнорировать роль ислама и шариата в создании социально-государственного строя опасно и нецелесообразно.

Две противоположные концепции: «Ислам является основным источником законодательства», и «Никакой религии в политике, никакой политики в религии», — в мусульманских странах никогда не смогли долго сосуществовать.

Попытка бывшего президента Египта Анвара Садата препятствовать использованию религии в политике не имела успеха, и он заплатил за это жизнью, ибо с самого начала ислам не был отделен от политики и государства. В основе исламской доктрины лежит идея единства духовной и светской власти, религии и государства.

 

Комментарии 

 
+6 #1 Айжанна 27.09.2012 20:15
:lol: очень понравилось...все просто и ясно..легко читается, и все самое главное
Цитировать