Татарский христианский шамаиль

(0 голоса, среднее 0 из 5)
Динара Бухарова Хусяинова
Автор представленных в статье работ

Шамаиль (татарское название, происходит от арабского), шамайэл (иранское название), джамалты (турецкое название, от ждам – стекло и алтында – под) – особый, специфический вид искусства. Изначально шамаиль – это техника религиозной живописи на стекле, сочетающей в себе три составляющие:
1) изображение – образ,
2) орнамент,
3) каллиграфическое письмо;
в дальнейшем включило в себя и другие формы технического исполнения, такие как печать, вышивка на полотне (ляуха), живопись на холсте и др.. Как отмечает известный исследователь искусства шамаиля кандидат искусствоведения Рустем Шамсутов в своем труде «Слово и образ в татарском шамаиле. От прошлого до настоящего» живопись на стекле берет свое начало в Византии и Средневековой Индии. Из Византии техника живописи на стекле распространяется по христианскому и мусульманскому миру.
Возникшее в христианской Византии и вернувшееся в восемнадцатом веке через Италию и Чехию на территорию Турции, а оттуда в связи с популярностью предметов турецкого импорта в татарской среде в девятнадцатом веке (распространившееся и на территории России), искусство шамаиля получило широкое развитие в татарской культуре и стало особым видом татарского искусства. В дальнейшем татарский шамаиль стал одним из способов национального самовыражения, возможность которого возникла в среде татар мусульман в связи с распространением идей движения джадидизма. В татарской христианской среде активно использовались различные способы национального самовыражения, поэтому вопросу использования шамаиля не придавалось большого значения. Однако, эти способы применялись в основном в богослужении и напрямую были связанны с Христианством, поэтому в советский период, их использование сильно сократилось. В то же время татарский шамаиль как форма вне зависимости от конкретного религиозного наполнения, а также вне зависимости от его наличия/отсутствия приобретает значение татарского национального символа. В постсоветское время актуальность использования шамаиля как способа национально-конфессионального самовыражения татар христиан возросла в связи с ростом национального и религиозного самосознания в татарском обществе, а также с тем, что выбор вероисповедания в большинстве случаев в практическом отношении стал личным делом каждого.
Многие татары, исповедующие Православие, происходят не из кряшенской среды, и поэтому в вопросах национального самовыражения ориентируются не на эту или не только на эту культурную традицию. Православное Христианство не уничтожало национальные культуры, а преображало их, убирало те формы, которые не могут быть приемлемы с христианской точки зрения, и активно использовало нейтральные и положительные формы, что становилось мощнейшим импульсом для качественного развития самих национальных культур. Этот принцип имеет четкое богословское обоснование, хорошо отраженное в «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» в преамбуле которой сказано: «…миссия состоит в том, чтобы приближаться к миру, освящать и обновлять его, вкладывать новое содержание в привычный образ жизни, принимать местные культуры и способы их выражения, не противоречащие христианской вере, преобразуя их в средства спасения».
Применение этого принципа относительно татарского национального искусства таким образом открыло новое направление в искусстве – татарский христианский шамаиль. Православный шамаиль – это естественно складывающееся в среде татарского народа направление. Ведь для каждого человека естественно желание обращаться к Богу на своем родном языке, желание использовать для Его прославления родные сердцу формы, нежелание терять свои корни. Автор этих работ Хусяинова Динара Абдулбяровна – православная татарка. Я в сознательном возрасте приняла Христианство и что самое для меня удивительное, это событие раскрыло мою любовь к татарским корням. Теперь я с радостью изучаю татарский язык, свою культуру, историю. Православный шамаиль для меня – это способ общения с Богом на родном для меня языке в красивой красочной форме.

Татарский христианский шамаиль Татарский христианский шамаиль Татарский христианский шамаиль

Татарский христианский шамаиль Татарский христианский шамаиль Татарский христианский шамаиль

Татарский христианский шамаиль Татарский христианский шамаильТатарский христианский шамаиль

Татарский христианский шамаильТатарский христианский шамаильТатарский христианский шамаиль

Татарский христианский шамаиль Татарский христианский шамаильТатарский христианский шамаиль

Татарский христианский шамаиль Татарский христианский шамаиль

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить